Эхолот нового поколения

Опубликовано: 15/04/2010, автор: Администратор, категория: Статьи о картплоттерах/эхолотах

Ну, наконец-то действительно прорыв! Теперь подводная картина — как на экране телевизора.

Долгие годы казалось, что в эхолокации  ничего нового уже не придумают. Последних лет 10, силы конструкторов Lowrance были направлены на способность отделить рыбу от дна, водорослей и донных структур. А донные структуры старались отделить непосредственно от дна. Достигалось это способностью тонко определять плотность предмета попавшего под луч датчика-излучателя. Например, рыба — плотнее водорослей, а коряга — плотнее рыбы, в свою очередь дно тоже отличается по плотности от всего вышеперечисленного. Разная плотность отображается на экране разными цветами или оттенками серого на черно-белых моделях.  Похоже, что с изобретением нового процессора Broadband Sounder-1 из классического эхолота вытащили все возможное. Картинка,  безусловно, улучшилась, но не существенно.

Но время движет прогресс вперед. И вот новое, революционное изобретение Lowrance — StructureScan™(структурный сканер).

По сути это тот же принцип эхолокации, но обработка сигнала осуществляется  иначе, и теперь картинка разительно отличается в лучшую сторону. Заметьте, что теперь эта штука называется сканер, а не эхолот, и задача его отображать структуру, а не рыбу. По крайне мере так определил производитель.

Что же собой представляет новый сканер? Это дополнительный блок (блэк-бокс) с подключаемым к нему вторым, еще одним трандьюсером (датчиком). Сам блок, небольшим кабелем подключается к любому эхолоту Lowrance серии HDS. Новый трандьюсер работает параллельно с классическим трандьюсером Вашего HDS-а.

На экран выводится две дополнительных картинки. Первая- изображение дна по сторонам лодки, до 75 метров (в зависимости от глубины) вправо и влево по бортам. В сумме ширина сканируемой полосы соответственно до 150 м. (на схеме желтым цветом). Чтобы проще понять изображение боковых картинок представьте себе, что Вы светите фонарем в стороны от лодки. Отбрасываемые от подводных объектов тени говорят об их расположении на дне.

Непосредственно под лодкой есть мертвая зона. Но чтобы мы не расстраивались по этому поводу, туда послали еще один луч (на схеме оранжевым цветом). И в результате нам сделали совершенно новую нижнюю картинку этой мертвой зоны (под лодкой), под названием нижний сканер (DownScan), которое выводится во втором окне.

Он впрочем, сканирует плоскость воды в разрезе как классический эхолот, но вот изображение существенно отличается в лучшую сторону.

SideScan & DownScan

Производителем предполагается параллельная работа структурного сканера с классическим эхолотом, задача которого, как и прежде отображать рыбу. Таким образом, подразумевается их параллельное использование.  Голова HDS воспринимает два датчика одновременно. То есть в двух  окнах экрана выводятся картинки структурного сканера, который в свою очередь состоит из бокового и нижнего сканеров. Их задача точно и детально изображать подводные объекты или заросли травы по сторонам и в разрезе. В третьем окне можно вывести картинку классического эхолота для обнаружения рыбы в том же месте. Ну и четвертое окно отводится для GPS карты, для полного счастья так сказать. Но есть одно примечание. Чтобы сделать разбивку экрана на четыре окна, нужен монитор HDS 8 или 10 дюймов. На меньших HDS-ах возможно разделить экран только на два окна. Что, должен сказать, существенно уменьшает удобство пользования такой продвинутой системы. О возможностях упомяну немного позже.

И что же в результате мы имеем?
Раньше на вопрос покажет ли эхолот утонувшую лодку на дне, я не мог ответить ни да, ни нет. Многое зависело от конкретного случая (какая лодка, характер дна, как легла на дно, и.т.п.). Для ответа на этот и другие волнующие  вопросы, как например: «может ли эхолот отобразить рыбу лежащую на дне или среди коряг?» или «возможно ли по форме дуги определить вид и размер рыбы?» был проведен ряд натуральных экспериментов с участием известного подводного охотника Андрея Лагутина, автора множества замечательных фильмов и книги по подводной охоте.  Вывод таков — да, возможно увидеть бугры на экране и померить их высоту от дна, тем самым идентифицировав объект как лодку. Но увидеть силуэт невозможно. Почти невозможно также увидеть пустоты под объемным объектом или рыбу вплотную стоящую к коряге. Например, Андрей симулировал собственной персоной сома, лежащего на дне, и, затем, стоящего над дном на высоте 1 метр. Мы методично, многократно проходили над ним с разными эхолотами. На экране отобразились только бугры на ровном дне,  и не более того. Что, впрочем, тоже важная информация за неимением другой.

Но теперь все кардинально изменилось. На тот же простой и логичный вопрос обычного пользователя — так покажет ли он   утонувшую лодку? Можно, наконец, ответить уверенно «да!». И даже возможно определить есть ли на транце подвесной мотор или нет. А как насчет рыбы? Тоже «да!», подробнее об этом чуть позже.

Остается определить на  каком расстоянии от дна, теперь можно идентифицировать рыбу и возможно ли по форме пятна сделать вывод о ее видовой принадлежности. Заранее уверен, что возможно, по тому как с этой задачей справляется даже классический эхолот. Но проверить все равно нужно.
Технология StructureScan™ теперь позволяет рассмотреть искомый объект и сверху (немножко по диагонали) и с боку (в разрезе). И это касается не только структур на дне. При прохождении над косяком белой рыбы в толще воды, мы были поражены. Теперь есть возможность, видеть стаю не только в разрезе массы воды, оценив тем самым место расположение в толще воды, расстояние от дна, глубину максимальной концентрации рыбы, но и форму и расположение косяка сверху. Теперь можно точно сказать что большая часть рыбы осталась по правому или левому борту и общая ширина стаи в метрах равна, к примеру, 45 метров, что хорошо видно на шкале внизу экрана.

Хотя производитель и позиционирует сканер только как распознаватель структур, оставляя роль поиска рыбы старому доброму эхолоту, но практика даже непродолжительного (2-3 месяца или около 15 рыбалок) использования структурсканера, показала его полное превосходство и в отношении изображения рыбы.

По крайне мере это мое личное мнение. Об этом свидетельствую несколько показательных историй.
Генеральный директор Компании «Навионика», Олег Тартак присутствовал на презентации этой новинки, которая проходила в ноябре  в Осло (Швеция). Оттуда он привез любопытнейшие скриншоты (копии изображения с экрана). На одном из них была изображена явно крупная рыба, что самое потрясающее, что в полном объеме своего тела и даже с плавниками. Именно рыба со всеми анатомическими особенностями. Больше никаких абстрактных дужек или дурацких символов рыбы.  Специалисты Лоуренс прокомментировали так. «Дело было на первой презентации в Майями. Лодка стояла у пирса. Мы принимали на борт группу журналистов, и неожиданно под лодкой прошла крупная рыба.

DownScan (функция сканирования под днищем лодки) - Рыба

SideScan, DownScan и Broadband - 3 Pane View

«Просто повезло!», говорят они. Но нашим глазам не верится. Когда хоть немного сойдет лед, однозначно проверим истину, при помощи подводников и их видеотехники. Хотя скорее все-таки удовлетворим собственное любопытство, потому как  никогда не было оснований не доверять этой фирме.

На данный момент у меня есть уже опыт обнаружения сканером некрупной пелагической рыбы (скорее всего мелкий подлещик) в толще воды. Нижний сканер нарисовал скопление, в некоторой степени  бесформенных осколочков на экране. Совместно работающий обычный эхолот тоже подтвердил рыбу изображением скопления дужек. Сразу отмечу, что на структурскане шумы (помехи на экране) полностью отсутствуют. И если что-то на экране появилось, то это точно твердый объект, а не что попало. С классическим эхолотом, в этом отношении есть некоторая неразбериха. Например, в ходе весенних экспериментов  нами выяснилось, что так называемые дуги, могут возникать не только от соприкосновения луча с рыбой или водорослями, а и от турбуленций (вихревых потоков) от каких либо подвижных или неподвижных, (но на течении) предметов. Например, возмущение воды от недавно проплывшего подводного пловца изображается пятном и всяческими дужками достаточно длительное время. Около минуты, после того как пловец «затих». Из этого напрашивается вывод, что на течении за всевозможными препятствиями (завалами коряг, перекатами) изображенные дуги — не факт, что только рыба. Довольно часто на экране могут рисоваться маленькие дужки, в то время как под лодкой гарантированно никакой рыбы нет.

Что интересно, нижний и боковой сканеры начисто лишены настройки чувствительности. Самой главной и часто используемой настройки классического эхолота. Скорее всего, теперь этот параметр полностью автоматизирован без возможности ручного вмешательства. Единственное, чем можно и нужно поиграться, это  настройкой контрастности и частотой излучения (455 или 800 кгц).
Невольно напрашивается вывод, что эта технология в будущем начисто вытеснит классический эхолот, так как даже рыба изображена более достоверно. И классика пригодится только для того, чтобы быстрее привыкнуть к новой картинке структурсканера, сравнивая с уже привычной старой картинкой на классическом эхолоте. Но, впрочем, один источник информации хорошо, а два –лучше. Так, по крайне мере, считает производитель.

Но все-таки стоит справедливо заметить, что не Лоуренсы — первооткрыватели  технологии Сайдскан. Нечто подобное было внедрено фирмой Humminbird уже несколько лет в приборе 997с Combo. Я достаточно долго и упорно тестировал этот эхолот, пытаясь извлечь практическую пользу из этой, на тот момент, совершенно новой технологии, но результатом остался недоволен. Дело в том что донная структура размером с два письменных стола отображалась на экране размером с крупную песчинку. Увеличение резко ухудшало детальность изображения и разобрать что это за объект было нереально. А под такой коряжкой, как известно, может спрятаться от течения приличная стая судака. И как мне показалось, чтобы реально распознать структуру на 997-ом она должна быть размером не меньше одноэтажного дома. Плюс детализация экрана несравнимо слабее HDSа. В совокупности впечатление осталось неудовлетворительное. С новинкой Lowrance все наоборот, моя реакция – дикий восторг! Структурный сканер позволяет распознать покрышку легкового автомобиля и сравнить ее с рядом лежащей покрышкой грузового. Кузов запорожца, найденный мной под водой, сканер нарисовал с потрясающей точностью. Без колес и двери под наклоном, вкопанный в дно. После того, как я видел его в «живую», а затем на экране, зрелище потрясает. Смотрите видео нашего теста на сайте www.navionika.com. На упомянутой презентации Олег Тартак задал вопрос представителю фирмы, что они думают про Humminbird 997. На что получил ответ «мы просто взяли эту идею и сделали все как надо». В то же время нижний сканер (DownScan) — чистое изобретение Lowrance.

Что еще может новинка? Если Вы увидели на боковом сканере интересный объект, навели курсор на него, приблизили, рассмотрели, и он Вас заинтересовал, то можно простым нажатием на кнопку WP поставить на экране эхолота путевую точку, которая отобразится на экране картплотера в стороне от пройденного пути, в месте, где был найден объект боковым лучом. В дальнейшем Вы можете либо пройти по этой точке нижним сканером, чтобы получить вид найденного объекта в разрезе либо сразу заняться его обловом. Чрезвычайно полезное свойство для джиговика. Впрочем, подводнику это также сэкономит массу сил на поиски.
Если что-то особо понравилось, можно отмотать картинку назад и сделать запись эхограммы (движущегося экрана). Записать на карточку в приборе, забрать с собой домой, выложить на компьютер и отослать по почте другу для совместного обсуждения в Интернете.

Дальше сканер оказался чрезвычайно удобен и информативен при ловле среди зарослей травы. Теперь нижний сканер дает возможность при определенном опыте даже распознать вид травы на дне, а боковой сканер покажет, лежит ли она сплошным ковром или есть просеки, что гораздо предпочтительнее для щуки и крупного окуня.
Еще интересный случай применения: в Сорокошах при помощи сканера я нашел весьма «злое» дерево под водой. По классике, решил встать от него ровно против течения для эффективного облова. Но каждая вторая проводка, даже специальных «корчевых» приманок оканчивалась мертвой цепой. Я снялся с якоря и еще несколько раз просканировал сайдсканом это дерево. Увидел расположение ствола, корня и веток дерева. Наконец встал так, чтобы «чесать» ветки «по шерсти», а не загонять в расщепы, и только тогда смог нормально обловить его.

Некоторые особенности в установке трандюсера

Следует учесть, что новый трансдьюсер просто так на транец не «прилепишь». Обязательное условие — свободное пространство в две стороны. В случае с транцевым креплением, одну сторону перекрывает подвесной двигатель, тем самым блокируя один из боковых лучей. Если конечно мотор не на выносном транце, что встречается довольно редко. Конструкция трансдьюсера допускает его стационарное крепление прямо к днищу лодки, но найти подходящее место оказалось тоже не просто. Во-первых, оно должно быть горизонтальное, во вторых — безопасное от механического воздействия и турбуленций. Возможна установка под редан, но, разумеется, неиспользуемый для ложемента прицепа. Самый крайний редан не подойдет, так как препятствием становиться сам киль и скула лодки. Наиболее подходящим местом на относительно большом катере может стать гидролыжа (плоский клиновидный пятак в транцевой части киля лодки), если она конечно есть. В любом случае, рекомендую сделать тестовую установку на одном саморезике. Пройтись и оценить картинку, если все устраивает — тогда крепить стационарно. «Семь раз померяй, а потом отрежь». На моей лодке единственным правильным местом оказалось крепление на подвижной струбцине с борта лодки водительской (правой) стороны. Струбцину пришлось немного доработать. Некоторое неудобство в том, что каждый раз приходится поднимать трансдьюсер по штанге вверх, когда нужно переехать с места на место на высокой скорости, и вновь опускать, когда нужно сканировать. Но есть и плюс: такая конструкция позволяет немного разворачивать датчик, когда лодка сканирует поперек течения или ветра. В этом случае направление движения лодки и килевая линия лодки не совпадают, и в результате трансдьюсер движется немного боком относительно дна. Что, разумеется, существенно ухудшает картинку. Исходя из этого, для тех, у кого датчик закреплен стационарно, рекомендую следить за дрейфом. И если он значителен, то сканировать строго против или по течению или ветру.

Автор: Юрий Орлов
Фото автора
www.navionika.com

Метки: , ,

Версия для печати

Оставить комментарий

Вы должны войти для комментирования.