Президент ГИС-Ассоциации С.А.Миллер о проекте Прогород, государственной безопастности и дополнительных сервисах к картам

Опубликовано: 24/09/2009, автор: Администратор, категория: Новости о GPS картах

На сайте ГИС-Ассоциации размещено интервью С.А.Миллера корреспонденту журнала «Итоги» Максиму Макаренкову, взятое в связи с сообщениями в средствах массовой информации о вводе Группой компаний «Сидиком» в строй навигационного сервиса «Прогород» для устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS и последующего интереса к проекту со стороны силовых структур.

Отвечает президент ГИС-Ассоциации С.А.Миллер:

— Возможна ли здоровая конкуренция в сфере цифровых карт?

Конечно возможна, но давайте определимся в чем конкретно она имеет смысл, а что разумней делать за счет властных институтов. Мы в ГИС-Ассоциации (а это все-таки ведущее в стране профессиональное объединение в сфере геоинформатики, включая цифровую картографию) давно выступаем за создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (ИПД РФ). Основная идея инфраструктуры, кроме перехода на цифровые методы работы с пространственными данными, заключается в ответственности власти, за так называемые, базовые пространственные данные. В первую очередь это данные об инфраструктурных объектах, распоряжение или владение которыми реализуется властными органами: административные границы, дороги, реки, адресная информация и т.д. Ведь дорога, как пространственный объект для всех одинакова и может быть один раз корректно описана и эти описания можно использовать многократно. Нужна ли здесь конкуренция? Скорее нет, так как множественность координатных описаний одной и той же дороги неизбежно запутает потребителя. То же касается дорожных знаков и разметки — ведь они должны быть во всех навигационных базах и без изъянов, т.к. это напрямую влияет на безопасность движения. Есть ли смысл устраивать здесь конкуренцию и в чем ее смысл: кто меньше пропустит дорожных знаков? Гораздо логичней, чтобы базовые данные о дорогах и об особенностях передвижения по ним получались всеми из одного, причем правового источника. То же касается и адресной информации. А вот, все что сверх этого — конкурируйте и воюйте за потребителя.

Дело за малым — определить орган власти, ответственный за поставку базовых дорожных данных в инфраструктуру пространственных данных РФ. Вот это то и является пока самой большой проблемой.

— Может ли она (конкуренция) помочь подтолкнуть развитие навигационных сервисов в сторону более широкого ассортимента, чем традиционные пробки и прокладка маршрута?

Не только может, но уже давно подталкивает. И самые заманчивые перспективы здесь сулит интеграция сервиса определения местоположения и мобильного доступа в интернет. Ведь в интернете есть сотни тысяч баз данных, десятки тысяч из них уже имеют механизмы онлайн актуализации, а это значит, что с их помощью я могу выбирать не просто дорогу, а ближайший качественный товар или услугу.

— Насколько, в принципе, изменит расстановку сил на рынке появление нового игрока?

Любой новый игрок как-то влияет на расстановку сил. К сожалению, пока ГИС-Ассоциация о деятельности Сидиком знает только из рекламных анонсов. Приведенные в них цифры, если это действительно так, достойны внимания: 200 террабайт данных, 100 человек картографов и оцифровщиков, 7 млн. долларов США. Анализ нашей биржи труда подтверждает активный поиск сотрудников со стороны Сидиком в 2008 г. и некоторый их отток в 2009 г. Дать объективную оценку можно лишь после детального ознакомления не только с продуктом, но и с теми аспектами деятельности Сидиком, которые отличают его от остальных игроков рынка.

- Каким образом могут решаться вопросы актуальности и личной и государственной безопасности, ведь на картах могут оказаться секретные объекты, а, с другой стороны, сейчас идет судебный процесс против Гугль, в ходе которого компанию обвиняют во вторжении в частную жизнь, поскольку компания не заретушировала лица прохожих и адреса автомобилей?

Вопрос задан слишком широко. Отвечу только про «секретные объекты», т.к. остальное не является профессиональной сферой деятельности нашей организации.

Ситуация с государственной тайной в сфере производства и использования пространственных данных отрегулирована из рук вон плохо. Не смотря на положения нового закона «О навигационной деятельности», снимающего запреты на определение координат объектов, все подзаконные акты остались практически не измененными с «советских» времен. Например, Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденный приказом Минтранса в конце 2007 г. говорит о том, что все картографические материалы масштаба 1:50000 и крупнее на территорию РФ секретны. А для городской навигации нам нужен масштаб 1:10 000. Самое интересно, что сами перечни ограничений тоже закрыты! И это при декларациях о построении правового государства! Космические снимки, которые свободно продаются на Западе, попадая в нашу страну, подлежат засекречиванию.
Позиция ГИС-Ассоциации, закрепленная в одобренной Правительством РФ «Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ», все базовые пространственные данные должны быть не секретны и широко доступны.

Дело за малым — заставить власть быть последовательной.

— Какие дополнительные сервисы, связанные с картами, наиболее востребованы сейчас и могут быть востребованы в будущем?

Я думаю, что самый большой потенциал этих сервисов содержится даже не в справочно-информационных приложениях, он содержится в тех направлениях развития как баз пространственных данных, так и пользовательских устройств, которые позволят нам сделать нашу жизнь безопасной и защищенной. Сравните хотя бы эффективность существующего сегодня способа доведения до участников дорожного движения (дорожные знаки, разметка) и потенциально возможного с помощью навигатора, содержащего официальные сведения о том же. Сейчас, если вы случайно не заметили дорожного знака — вы потенциальный нарушитель. В случае использования навигатора — он сообщит вам о существующих запретах на всем отрезке их действия. Это просто более эффективный способ доведения правовой информации до субъектов права. И это касается всех видов границ действия правовых ограничений: территориальных границ, границ заповедников, охранных зон, территориальных зон, красных линий, границ частной территории и т.д.

Но это можно сделать только тогда, когда государство серьезно подключится к этим процессам. Давай вместе над этим работать.

Источник: GPSClub.ru

Версия для печати

Оставить комментарий

Вы должны войти для комментирования.