Интересное о навигации. Часть 2

Опубликовано: 31/03/2010, автор: Администратор, категория: Статьи (Все о GPS)

Это продолжение статьи «Интересное о навигации». В нем мы расскажем о таких вещах, как совмещенные КПК/навигаторы, внешних навигаторах, а также онлайн-навигаторах.

Два в одном

Пользователи со стажем еще помнят те времена, когда на рынке компактных мобильных устройств безраздельно господствовали КПК. Однако с появлением коммуникаторов и смартфонов они были вытеснены с рынка. Некоторые производители, располагавшие отличными линейками наладонников, пытались спасти свои устройства от «вымирания», устанавливая на них GPS-приемники, – так появились КПК, «заточенные» под спутниковую навигацию. Однако положения это не спасло, и со временем коммуникаторы вытеснили карманные компьютеры с прилавков магазинов.

В первые годы распространения смартфонов и коммуникаторов модели с GPS-приемниками были большой редкостью, но со временем GPS-чипы стали компактными и очень дешевыми (от 7 до $10) комплектующими, поэтому в наши дни любой уважающий себя производитель обязательно оснащает коммуникаторы и смартфоны GPS-ресивером (чаще всего SiRFstar III) и картами (обычно Google Maps). Но так ли хорош на практике симбиоз телефона и навигатора?

Компромиссное решение

Если говорить об автомобиле, то здесь есть по крайней мере два серьезных возражения. Во-первых, для классического коммуникатора крайне важны компактные размеры, а значит, его экран не может быть таким большим и удобным для показа карты, как у специализированных автонавигаторов. Во-вторых, автонавигаторы принимают сигналы спутников с помощью внешних антенн, а коммуникаторы используют встроенные антенны. Для пеших прогулок по городу смартфон или коммуникатор подходит гораздо лучше, правда, в туристический поход разумнее будет взять классическое устройство от Garmin, которое не пострадает, если его уронить в лужу, и, благодаря наличию альтиметра, барометра, календаря рыбака/охотника и пр.), обеспечит пользователя дополнительной информацией.

Планируя покупку коммуникатора с намерением использовать его в дальнейшем и в качестве навигатора, необходимо также помнить о двух моментах. Первое: просматривать карты на вытянутом экране классического коммуникатора с сенсорным экраном неудобно – для навигации больше подходят модели с квадратным экраном, как у Nokia E71 или Black Berry. Второе: для быстрой прорисовки трехмерных картинок, для показа насыщенной объектами местности нужен до статочно мощный процессор, а многие производители экономят на комплектующих и оснащают «заточенные» под навигацию коммуникаторы (например, HTC P3470) чипами TI OMAP 200 МГц. Третье: для установки в автомобиле необходимо будет купить соответствующий крэдл – лучше, если он будет «родным».

Непредвиденные расходы

Как мы уже отметили, с коммуникаторами обычно идет предустановленная карта Google Maps. Мы не будем обсуждать все те параметры, по которым она уступает специализированным продуктам Tele Atlas и NAVTEQ, – достаточно будет отметить тот факт, что карты загружаются из Интернета. Кроме того, для обновления карты коммуникатор должен будет постоянно подкачивать новые данные, а значит, потихоньку съедать отнюдь не дешевый мобильный трафик.

Выход один – установить навигационные карты, которые подходят именно для вашей модели коммуникатора. Конечно, на рынке есть устройства с уже предустановленными картами, но, как правило, в Россию они не поставляются, так что карты придется приобретать за свои деньги. Компания Tele Atlas предлагает навигационные карты NAVIGATOR 7, предназначенные для коммуникаторов и смартфонов на базе Windows. На сайте TomTom в качестве совместимых устройств указаны только модели от компании HTC: P3470, Touch Cruise, Touch Cruise II, Touch HD, Touch Pro, TyTN II и их многочисленные клоны от европей ских операторов Vodafone, O2, Orange, T-Mo bile и др.

Разумеется, из этого вовсе не следует, что NAVIGATOR 7 не будет работать на моделях от других производителей, однако не забудьте внимательно ознакомиться со списком HTC и посмотрите, какое разрешение экрана имеют совместимые модели. Если ваше Windows-устройство оснащено аналогичным экраном, то с большей долей вероятности можно утверждать, что карты будут работать без сбоев. Компания Nokia обеспечивает свои коммуникаторы и смартфоны на базе Symbian качественной картографией Ovi Maps (сейчас вышла уже третья версия этого продукта). За этим названием скрывается компания NAVTEQ, купленная Nokia в 2008 году. Для установки карт Ovi Maps 3.0 необходимо скачать с сайта Nokia загрузчик NokiaMaploaderSetup_RU.exe. Счастливые обладатели устройств Nokia имеют возможность пользоваться картами Ovi Maps бесплатно три недели, затем их придется оплачивать: лицензия на карту Европы на один день стоит 90 руб., на 30 дней – 360 руб., на год – 2700 руб. За отдельную плату можно купить дополнительные услуги: прогноз погоды – 400 руб. за два года, пробки на дорогах (в России не предоставляется) – 800 руб. за год. Если вы являетесь обладателем первого коммуникатора HTC на базе Android, можете воспользоваться навигационными картами Co Pilot Live 8, однако до российских дорог эта компания пока еще не добралась.

В конечном счете, как и в случае с автомобильными навигаторами, в России на коммуникаторы и смартфоны лучше устанавливать отечественные продукты «Навител» и «Автоспутник». Обе компании выпускают адаптированные к российским условиям карты (с номерами домов, корпусами и пр.) для устройств под управлением PocketPC 2003, 2003 SE, Windows Mobile 5.0, 6.0 и выше.

Карта в карте

Одним из самых удачных примеров создания навигационных карт для коммуникаторов и смартфонов можно считать продукт Garmin Mobile XT, разработанный специально для Европы и России. Успех этого решения во многом объясняется следующими двумя факторами. Во-первых, Garmin Mobile XT предназначен для трех самых распространенных и популярных на сегодня мобильных платформ Windows Mobile, Palm OS и Symbian OS; следовательно, он совместим с большинством устройств от различных производителей.

Во-вторых, Garmin сумела обеспечить практически полную механическую совместимость своего дистрибутива с подавляющим большинством устройств, поскольку для распространения продукта выбрала карты формата microSD, причем в комплект поставки входят адаптеры для слотов miniSD и полноразмерного SD. За бортом этого решения остались старые модели мобильных устройств со слотами RS-MMC, а также несколько моделей смартфонов от компании Sony Ericsson, оснащенных слотами для карт Memory Stick Duo и M2.

Необходимо также отметить, что Garmin Mobile XT работает не только со встроенными, но и с внешними GPS-приемниками разных марок, поэтому вы можете использовать данное ПО в комплекте, например с ресивером Garmin Mobile 10, если ваш смартфон или коммуникатор не оборудован встроенным GPS-чипом.

МОНТАЖНЫЙ КОМПЛЕКТ

Для классических автонавигаторов выпускаются самые разнообразные аксессуары: специальные антенны приема информации о трафике (пробках на дорогах); автомобильные и мотоциклетные крепления всех видов и типов; чехлы и внешние микрофоны; плоские выносные антенны с разъемом MCX и USB-кабели; адаптеры зарядки от сети 220 В и кабели для подключения к прикуривателю. Гораздо сложнее дело обстоит с коммуникаторами и смартфонами. К сожалению, лишь немногие производители обращают внимание на аксессуары для использования мобильных устройств в качестве навигаторов. Отличным примером серьезного подхода к делу может служить модель Nokia 6710 Navigator: финская компания включила в ее комплект поставки два держателя – Nokia CR-111 и Nokia HH-20, карту памяти microSD на 2 Гб (с предустановленными картами) и DVD с навигационной программой Ovi Suite и кратким руководством пользователя.

При установке карты в слот автоматически запускается Мастер, который самостоятельно определяет тип вашей операционной системы и копирует в память устройства необходимые программные файлы. Таким образом, в памяти коммуникатора оказывается только оболочка, а сами карты местности остаются на установочной карте microSD, без наличия которой навигация становится невозможной.

К сожалению, систему Mobile XT вы не сможете скопировать на другую карту памяти, с чем связаны очевидные неудобства для пользователя. При использовании коммуникатора вам постоянно придется выбирать между системой Garmin и собственной картой с дополнительными программами и мультимедийными файлами, меняя их по необходимости. Garmin серьезно поработала над адаптацией программы к различным разрешениям дисплеев и разным интерфейсам. ПО одинаково хорошо работает как в портретной, так и в альбомной ориентации, что особенно важно для QWERTY-смартфонов, для которых последний тип является единственным возможным способом отображения. Для коммуникаторов с сенсорными дисплеями разработаны крупные экранные кнопки, которые удобно нажимать пальцами, а для классических смартфонов основные функции сопоставлены с цифровыми клавишами. В обоих вариантах пользователю предлагается единое меню с достаточно простой структурой.

Что нам стоит GPS построить

Конечно, встроенные GPS-приемники заметно упростили жизнь любителям спутниковой навигации, но что делать тем пользователям, у которых на руках остались старые устройства, не оснащенные компактными чипами SiRFstar? Им придется использовать внешние навигаторы, выполненные в форм-факторах карт памяти. Самые древние модели КПК, такие как HP Jornada 565, оснащались слотами для карт памяти формата CF (CompactFlash). Для этих устройств компания Pretec в свое время выпустила приемник Compact GPS со встроенной антенной и миниатюрным штекером для подсоединения внешней. Этот достаточно древний по современным понятиям прибор базируется на старом 12-канальном чипе SiRFstar II. Поскольку модуль Pretec оснащен литий-ионной батареей, использование Compact GPS в момент включения или записи в память не будет забирать энергию у КПК.

К недостаткам этого решения можно отнести большие размеры и вес GPS-устройства (104х48х33 мм, 65 г), к тому же он стоит довольно дорого – около 5 тыс. руб. Высокая стоимость модуля объясняется тем, что Compact GPS давно уже снят с производства. Поэтому мы советуем поискать другие варианты – например, аналогичный модуль GlobalSat BC-337 работает на новом 20-канальном чипе SiRFstar III, корпус устройства компактнее (83,0×42,8х13,3 мм), да и стоит он почти в два раза дешевле, чем старый Pretec.

Слоты разные нужны, карты всякие важны

Новые модели КПК и первые коммуникаторы производители оснащают более удобным и компактным интерфейсом SDIO (Secure Digital Input Output). Соответственно для таких моделей можно использовать GPS-приемники, выполненные в форм-факторе SD-карт. Надо признать, что сегодня на российском рынке найдется не так уж много подобного рода приборов, поскольку спрос на них постепенно падает. Можно посоветовать остановить свой выбор на модели SD-502 от компании GlobalSat – это компакт ное устройство (95×30х13 мм) с небольшой выступающей из корпуса активной антенной создано на базе чипа SiRFstar III. Приемник SD-502 располагает 512 Мб встроенной памяти (достаточно большой объем для того времени, когда эта модель впервые появилось на рынке) и совместимо с большинством КПК от компаний Dell, HP, Eten, Fujitsu-Siemens и Asus, работающих под управлением операционных систем PocketPC 2003, WinCE.Net и Windows Mobile 2003.

Владельцы ноутбуков также могут использовать свои устройства в качестве навигаторов – для этого необходимо будет приобрести GPS-приемник, выполненный в формате USB-донгла. Хорошим примером такого рода устройств может послужить GlobalSat ND-100, его можно подключать к лэптопу напрямую или с помощью USB-кабеля, входящего в комплект поставки. GlobalSat не указывает модель GPS-чипа, но, судя по количеству принимаемых каналов (48), здесь установлен M-Star MSB 2212.

GlobalSat ND-100 продается сейчас по цене от 2 до 3 тыс. руб. Несомненно, приемник стоит этих денег, и не только в силу использования новейшего чипсета и высокочувствительной керамической антенны, но и потому, что он совместим с большинством актуальных операционных систем: Windows 98/2000/XP/Vista; Mac OSX 8&9/10.x; Linux RedHat 7.3/8.0/9.0. Стоит отметить, что GlobalSat ND-100 поддерживает не только американскую систему аугментации WAAS, но и европейский вариант EGNOS. К тому же устройство порадует пользователя компактными размерами (65,5х23,0х11,0 мм) и малым весом (20 г).

Если вам надоели кабели

Пожалуй, самым удобным аксессуаром для спутниковой навигации можно считать GPS-приемники в связке с радиомодулем Bluetooth. Эти устройства могут располагаться на расстоянии до 10 м от вашего КПК, коммуникатора или ноутбука. Помимо упоминавшегося выше модуля Garmin Mobile 10, эти аксессуары для смартфонов на базе Symbian выпускает компания Nokia. В настоящее время на рынке представлены две такие модели: Nokia Bluetooth GPS Module LD-4W и LD-3W. Оба GPS-устройства базируются на одном и том же чипе SiRFstar III и, соответственно, обладают сходными характеристиками, отличаясь друг от друга лишь тем, что LD-3W может работать около 15 часов на одной зарядке, а LD-4W – только 11. При этом новая модель LD-4W меньше размером (82,9х37,0х7,8 мм против 78х45х16 мм у LD-3W) и легче (31 г против 65 г).

Самая большая проблема при использовании беспроводных GPS-модулей – процесс синхронизации этих устройств с Windows-коммуникаторами и устройствами на базе Palm. Как показывает опыт, достаточно часто пользователи сталкиваются с такой проблемой, когда оказывается невозможным подключить GPS-приемник к Bluetooth COM-порту смартфона. Причина этих трудностей – плохо проработанные Bluetooth-драйверы, которыми оснащены многие модели Windows-коммуникаторов и устройств Palm. Конечно, всегда можно попробовать настроить виртуальный COM-порт для исходящих соединений вручную, установив один из первых десяти доступных портов. К сожалению, этот метод срабатывает далеко не во всех случаях, поэтому мы настоятельно советуем перед покупкой GPS-приемника с Bluetooth-модулем убедиться в том, что он совместим с вашим мобильным устройством, а лучше всего проверить это на практике.

Охранник, который никогда не спит

Мы уже упоминали об интересном устройстве Twig Locator, который в тандеме с Twig Discovery позволяет определять местоположение удаленного объекта. В принципе, эту идею новой назвать нельзя – многие государственные структуры и мощные корпорации используют спутниковую систему для отслеживания передвижения важных объектов. Другое дело, что эта технология, как и многие другие, долгое время находилась в руках военных и была недоступной гражданскому сектору. Хотя с технической точки зрения для реализации такой спутниковой слежки достаточно установить канал связи между локатором (GPS-датчиком, установленным на отслеживаемом объекте, которым может быть, например, человек) и вашим приемником. Естественно, для такого канала передачи данных отлично подходит сотовая связь.

Собственно говоря, мы сейчас описали спутниковую информационно-поисковую систему Reef GSM-3000, выпускаемую известной российской компанией «Альтоника». Эта охранная система позволяет без услуг операторов определять местоположение автомобиля. Информация может поступать на ваш мобильный телефон в виде зашифрованного или обычного SMS-сообщения. В первом случае для его расшифровки используется специальная программа, устанавливаемая на компьютер: после ввода пароля и символов из зашифрованного SMS она выдает название города и улицы, а также номер дома, вблизи которого находится ваш автомобиль. Во втором случае система подключается к серверу расшифровки SMS-сообщений, на котором зашифрованные сведения преобразуются в текст и отсылаются на мобильный телефон. Последняя версия этой системы, Reef GSM-3000 модель 11, подключается к автосигнализации, и при ее срабатывании начинает дозваниваться на телефон автовладельца и рассылает SMS-сообщения с указанием причины тревоги на заданные номера мобильных телефонов. Reef также позволяет владельцу в любой момент по звонить в автомобиль и проверить его сохранность: после ввода пароля можно производить дистанционный запуск двигателя или заблокировать его работу, открывать или закрывать замки дверей, управлять датчиками сигнализации, включать кондиционер, предпусковой подогреватель и пр. Стоимость таких систем может доходить до $1000, но ведь и автомобиль – не самая дешевая игрушка.

Охотничий аркан на шее вора

Дальше всех в России в области разработки охранных систем пошла группа компаний «АРКАН», создавшая противоугонную систему ARKAN Satellite. В отличие от Reef GSM-3000 здесь информация об угоне сразу же передается из диспетчерского центра «АРКАН» в центр управления нарядами ГУВД. В салоне автомобиля устанавливается «тревожная» кнопка, при нажатии на которую группа быстрого реагирования начинает отслеживать маршрут автомобиля в режиме реального времени. При отключении автомобильного аккумулятора система переходит на автономное питание.

Поскольку «АРКАН» позиционирует себя в качестве профессионального решения, то основные функции этой системы дублируются. Так, определение местоположения автомобиля ведется по системам GPS/ГЛОНАСС, что обеспечивает большую надежность и точность. Кроме того, координаты определяются с помощью наземных пеленгаторов системы по высокозащищенному специализированному радиоканалу «АРКАН», работающему в выделенном диапазоне частот. Такая схема обеспечивает невозможность сканирования, подавления или перехвата сигналов передаваемых системой. Передача сигналов с автомобиля осуществляется одновременно по двум каналам связи – GSM и по сети собственных базовых станций «АРКАН». Конечно, за такую роскошную систему придется отдать немалые деньги: стоимость оборудования с установкой составляет 60 тыс. руб., при этом абонентская плата составляет 1500 руб. в месяц (при оплате за год).

Если данное решение кажется вам слишком дорогим, можно выбрать что-то более простое и доступное, например систему RussGlonass/GPS от компании «Рус. Джи Пи Эс». Это решение применяется в основном различными организациями для проведения GPS-трекинга – отслеживания местоположения грузов, но им могут пользоваться и частные лица. Система автоматически опрашивает объекты с заданной вами частотой и получает от них координаты и данные о на правлении и скорости движения, которые выводятся на карту http://webmap.russgps.ru.

GPS выходит в онлайн

Из нашего небольшого рассказа о создании навигационных карт можно понять, почему эта продукция не может подешеветь в одночасье, однако не всем и не всегда требуется картография с такой большой базой и таким количеством указанных объектов. В конце концов, указать точное местонахождение человека можно и на достаточно примитивной карте, создание которой не потребует такого кропотливого труда. Тем более такая карта земной поверхности уже давно существует и бесплатно предоставляется всем желающим – это Google Maps.

Идея создания онлайновой карты была проста и гениальна, как и многие другие начинания компании Google. Действительно, точное определение координат объекта – это полезная информация, скажем, для наведения ракеты на цель, но для человека эти данные приобретают ценность только тогда, когда он их видит на карте местности. Поэтому на все навигаторы разработчикам приходится загружать огромное количество данных, и чем подробнее карта, чем больше регионов она охватывает, тем больше ее объем. Решение есть: создать одну огромную карту всей Земли, загрузить ее на мощный сервер и предоставлять клиентам доступ к ней по Интернету. Пользователям не придется покупать электронную карту конкретной местности и носить ее с собой – она и так всегда будет под рукой.

Google Maps: тайное становится явным

Как только компания Google начала выкладывать для свободного доступа спутниковые фотографии земной поверхности, этот бесплатный сервис сразу же стал популярен среди обычных пользователей; в то же время он вызвал самую ожесточенную критику со стороны государственных структур практически всех стран мира. Впрочем, с картами Google возникают те же самые проблемы, что и с другими картографическими продуктами, созданными в США и Европе: в первую очередь детализированные карты разрабатываются для Соединенных Штатов Америки, а затем уже и для Западной Европы. И если проблема с картами для автонавигаторов была решена с появлением на рынке российских продуктов, то все новинки картографии Google до России доходят в последнюю очередь.

Например, версия Google Maps для США позволяет рассчитать оптимальный маршрут с учетом информации о пробках на дорогах. По Нью-Йорку и Парижу вы можете совершить виртуальное путешествие с помощью оригинального сервиса Street View, который был запущен в мае 2007 года. Google позволяет пользователям Интернета совершать прогулки по городам США, Франции, Италии, Испании, Австралии и Японии. Кстати, в Европе для этого используется специальная программа, замазывающая лица попавших в кадр людей, – это необходимо для соблюдения европейских законов о защите частной жизни. Если вы увидите в каком-нибудь европейском городе автомобиль, увешанный как новогодняя елка фотокамерами (обычно ставят 9 устройств на автомобиль), которые делают снимки через каждые два метра, значит, вскоре эти улицы можно будет увидеть на Google Maps.

Как только приложение стало популярным, появилась его версия для коммуникаторов и смартфонов, а с недавних пор Google Maps предустанавливается почти на все мобильные устройства с широким функционалом. Единственным недостатком данного решения, возможно, является необходимость скачивать карту частями через сотовую сеть. Как мы знаем, GPRS/EDGE-трафик в России стоит недешево, так что при активном использовании Google Maps вы рискуете разориться. К тому же передача через каналы EDGE слишком медленная – по сравнению с технологией HSDPA, доступной в UMTS-сетях.

MICROSOFT MAPPOINT

Поскольку технологии спутниковой навигации получили широкое распространение, многие производители карт стали снабжать свои программы модулями, позволяющими подключать к ним внешние GPS-приемники. Например, Microsoft выпускает карты для Америки (MapPoint North America 2009) и Европы (MapPoint European 2009), которые вы можете превратить в навигационные, настроив работу GPS-устройства, совместимого с форматом NMEA 2.0.Можно сразу купить комплект, в который, помимо самих карт, входит GPS-навигатор в форм-факторе USB-донгла. Главное преимущество подобного решения состоит в том, что вся карта и база данных по ней располагаются на жестком диске вашего ноутбука, поэтому необходимости устанавливать связь с Интернетом по сотовой сети не возникает. Вы сможете работать с GPS-навигатором в автономном режиме. Минусы также очевидны: карты платные, и работают они только на ПК и ноутбуках.

«Яндекс.Карты»

Достойным российским ответом Google Maps стал сервис «Яндекс.Карты», который сейчас обладает достаточно мощными функциональными возможностями. На сегодняшний день этот сервис охватывает 94 города России и 35 городов Украины. Правда, в число указанных 95 городов России по «странному стечению обстоятельств» не попали многие областные центры: Белгород, Благовещенск, Брянск, Вологда, Воронеж, Иваново, Иркутск, Калининград, Калуга, Кемерово, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Мурманск, Новгород, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Псков, Ростов, Саратов, Смоленск, Тамбов, Тверь, Томск, Тюмень, Ульяновск, Чита. С другой стороны, вы найдете там кучу мелких населенных пунктов, расположенных в Подмосковье. Как видим, для составителей «Яндекс.Карты» земля за МКАД все-таки существует, но не дальше Петербурга. Мобильные «Яндекс.Карты», которые можно скачать с сайта и установить на коммуникаторе или смартфоне под управлением Symbian или Windows Mobile, умеют показывать объекты на картах 20 городов России и Украины.

Естественно, с наибольшей детализацией были проработаны карты Москвы и Петербурга. Принцип действия сервиса «Яндекс.Карты» аналогичен Google Maps: точное (до 5–10 м) местонахождение и направление движения рассчитывается при наличии встроенного или внешнего GPS-приемника, а приблизительное определяется с помощью базовых станций операторов связи (разумеется, это возможно только при наличии покрытия территории сотовой сетью). И недостаток у этого российского сервиса точно такой же: вам придется постоянно подкачивать участки карты через сотовую сеть (GPRS/EDGE). Как известно, UMTS-сети в Москве работают только в метро и в зданиях, поэтому на улицах города вам придется пользоваться очень медленной и достаточно дорогой GSM-передачей.

ИТОГ

Настало время подвести итоги нашего краткого обзора современных навигационных технологий. Первый вывод, который мы можем сделать: спутниковая навигация стала общедоступной услугой, которой может воспользоваться любой желающий за относительно небольшие деньги. Второй вывод: в ближайшее время на рядовых пользователей будет работать только одна глобальная система спутниковой навигации – американская GPS. Третье: для профессионального использования спутниковой навигации во время поездок на автомобиле или пеших турпоходов лучше иметь специализированные приборы: автонавигаторы и туристические GPS-приемники. Четвертое: GPS-чипы стали устанавливать почти на все дорогие модели смартфонов и коммуникаторов, многие из мобильных устройств продаются с предустановленными картами Google – с помощью которых можно без особых проблем побродить по незнакомому городу, а установив на коммуникатор хорошую навигационную карту, вы получаете возможность превратить его в достаточно неплохой автонавигатор. Пятое: с помощью внешних GPS-модулей вы сможете использовать в качестве навигатора ваш старый КПК или новый ноутбук. Итак, сегодня пользователю доступны практически любые решения: от дорогих, профессиональных устройств, позволяющих бороздить просторы океана на яхте, до самых примитивных решений, которые можно вообще получить бесплатно – в виде бонуса к обычным функциям смартфона.



Источник: hi-tech.mail.ru

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Версия для печати

Оставить комментарий

Вы должны войти для комментирования.